П-13:
Прага-Москва-Прага
Когда пошли первые слухи о проекте "Лигалайз и П-13", в голове
сразу же возникла ассоциация с Эминемом и D12. Начиная с похожих
названий, заканчивая проверенной концепцией "состоявшаяся звезда
выводит на сцену своих сообщников". Однако, после пары треков
П-13 желание искать аналоги отпало. Нет у этого проекта аналогов
и нет в нем никаких концепций и проверенных коммерческих схем,
зато многое в нем нетипично и спонтанно.
Психи - МС
Начнем с корней. Таковыми следует считать предтечу П-13, проект
Psycho MC's, который был создан проживавшими в Праге Антоном
Ионовым и Денисом Березиным. Кроме них в состав Psycho MC входил
некто Димак, но о дальнейшей его судьбе история скромно
умалчивает - ушел и ушел. Под псевдонимами Молодой МС и Дэнни Би
парни делали русский рэп в сердце Восточной Европы. Живущие в
Чехии подростки вряд ли могли всерьез рассчитывать поразить
разухабистой русской рифмой умы местных жителей, живо помнящих,
например, советские танки на улицах Праги в 1968 году. Так что
творчество Psycho MCs искало русского слушателя и помогали ему в
этом прогрессивные интернет-технологии. Именно
интернет-аудитория поначалу составляла основную часть слушателей
Psycho MC's. Тем не менее, вскоре "Психи" были изданы в России
на официальном сборнике. Это была компиляция "Rap.Runet",
проект, осуществлявшийся под эгидой Касты. По словам Молодого, в
то время он частенько общался с Влади посредством интернета. Так
что (вива коррупция!) пара треков от пражских психов вошла в
трек-лист компиляции. Их вряд ли можно было назвать лучшими на
сборнике - это такие произведения "из раннего", о которых творцы
обычно предпочитают забыть, а если и вспоминают, то с улыбкой. В
какой-то мере эти треки попали на "Рэп.Рунет" авансом, а может
это было предвидение больших свершений? На втором "Рэп.Рунете",
изданном через год, присутствовал совместный трек Молодого и
Влади. Но от локальных достижений до больших свершений было
очень далеко... Возможно, парни так и остались бы сетевыми
партизанами, но в ход событий вмешалась госпожа Судьба,
похоронившая группу Psycho MC's и подарившая жизнь новому
проекту П-13.
Те же и
Лигалайз
В 2001 году Лигалайз оставил Bad B. Альянс, а с ним и Bad B., и
Легальный Бизнес. Обставлено все было драматично - Лига в
обстановке глубокой секретности покинул Москву, дав почву для
сплетен и слухов о причинах своего исчезновения. По большому
секрету рассказывали об оставленной записке, обличавшей Валова.
Вроде бы и для самого Шефа местонахождение бывшего компаньона
оставалось загадкой. Плодились слухи, выдвигались предположения
одно другого бредовей - в общем, событие имело резонанс. Между
тем, Лигалайз направил свои стопы в Прагу, где и осел на
ближайшие полтора года.
Молодой МС: "П-13 - обычный спальный район. Русские селятся по
всей Праге, но тут почему-то их больше всего. И вообще очень
много иностранцев тут живет. Здесь строится много нового жилья,
из-за этого наверное. Уже даже есть магазы с русской жратвой,
Брайтон какой-то, блин". На этом "Брайтоне" и случилась
судьбоносная для наших героев встреча. Соседи по району имели
общих знакомых, поэтому однажды они встретились, познакомились,
и так уж вышло - нашли общие интересы. Конечно же это был рэп!
Дружеские фристайл-перепалки привели к мысли попробовать сделать
совместный трек, потом другой… Дальше, в полном соответствии с
пословицей "лиха беда начало", все переросло в полноценный
альбом "П-ровокация".
Понты и
философия
Записанный материал носил баттловую, фристайловую стилистику,
которую именно Лигалайз в свое время сделал популярной в России.
На альбоме немало кичливых и крикливых строчек, квинтэссенцией
которых являются слова:
"Кричишь, что у нас понты в каждом слове? Но лучше понтоваться,
чем делать беспонтово..." И если у Лиги понты оправданы его
статусом, то с Молодым и Дэнни - вопрос. Хотя кроме обилия
репрезентов, на альбоме есть и такие достаточно серьезные и
глубокие темы, как "Искус", "Зри в корень", "Тоска о потерянном
рае". Здорово, что при записи удалось найти верную пропорцию в
сочетании Лига/П-13. Я вот о чем - понятно, что Лига практически
в любой компании отечественных рэпперов будет солировать. Но на
"Провокации" он очень тонко чувствует момент, когда нужно уйти в
тень, чтобы альбом не превратился в сольник Лигалайза. Его
партнеры не тушуются на фоне именитого коллеги, демонстрируя
убедительно самобытный стайл. У Дэнни Би низкий, словно
сорванный голос и своеобразная манера. Молодого всегда можно
узнать по читке с ударением на два слога в слове, со
специфическим растягом ударной гласной. Продакшн на альбоме -
дело рук Молодого и Лиги, не считая двух мощнейших хитов от
ветеранов LA и Shooroop ("Паровозы, колеса, дороги" и "Камень,
ножницы, бумага"). У диска очень интересное сэмплерное звучание,
а виниловое шипение стало важной составляющей их саунда,
опознавательным знаком, как звон монеты у 50 Сent.
П-ровокация
В 2002 году альбом был практически готов. Начались заботы иного
рода - подготовка материала к изданию (альбом взялась выпускать
компания D&D Music, руководил которой небезызвестный
Толмацкий-старший), промоушн и прочее. Немало поспособствовала
рекламе этого релиза конфронтация между Лигой и Шефом,
озвученная серией взаимных бифов. Вызвавший неслыханный резонанс
дисами, Лига напомнил о себе всем, кто успел его подзабыть. А в
конце года состоялось то, что можно назвать презентацией проекта
Лигалайз и П-13 в России. Парни выступили на первом фестивале
"Наши Люди" и сорвали овации московской публики. Те, кто там был
не скоро забудут темный зал, вдруг осветившийся огнями сотен
зажигалок на треке "Я знаю людей" - это было невероятно мощное
зрелище. Зрители приняли возвращение своего героя, а с ним и
приход его молодых коллег.
2003 стал годом релиза альбома "Провокация", пролежавшего на
полке целый год. Этот год для П-13 был заполнен выступлениями в
Чехии и Словакии, съемками видео "Я знаю людей", участием в
сборнике "East Side Unia 3" и записью совместного трека Молодого
и ЛеТрюка/Децла для альбома последнего. Пикантная подробность:
Молодой МС впервые привлек к себе внимание интернет-треком, в
котором автор гневно обличал Децла, только начинавшего свою
сольную карьеру, но уже успевшего порядком помозолить глаза с
экрана телевизора и страниц прессы. Если не ошибаюсь, биф носил
название "Fuck off Децл", а может "Fuck You...", впрочем хрен
редьки не слаще. Как оказалось, оба были готовы не вспоминать
юношеские шалости и добросовестно потрудились над совместным
треком "Pizness".
В декабре 2003 в "Infinity" состоялась презентация альбома
"Провокация", а через несколько дней Лигалайз и П-13 выступили
на втором фестивале "Наши Люди" - на этот раз уже на огромной
арене Лужников.
В конце лета 2004 Молодой МС поделился с Rap.Ru своими планами
выпустить следующей весной альбом совместных треков П-13 и
артистов из Чехии, Польши, Словакии и, конечно, России. Пока нет
полной ясности, в каком объеме на диске будет присутствовать
Лигалайз - в том же, что и на "Провокации", или в существенно
меньшем. В пользу второй версии говорит то, что все-таки Лига
вернулся в Москву и занят другими проектами, П-13 работают в
Праге, по всей видимости без его участия. Между ними расстояния.
Но П-13 на данный момент не так и нуждаются в его поддержке. Они
уже самостоятельные участники рэп-игры, от которых можно ждать
новых интересных записей. |