Если бы 28 лет назад журналисты узнали вдруг, что летом 1969-го
года в самом эпицентре метаморфоз американской культурной жизни,
в городе Нью-Йорке появится на свет один из первых знаменитых
рэпперов на планете. Наверняка пристальное внимание к персоне
Джеймса Тодда Смита надоело бы в первую очередь ему самому. Но
как бы то ни было, сколько он себя помнит, все это время Джеймс
держал у себя в голове смелые мечтания оказаться на вершине
славы, и рано или поздно он заявил бы о себе в любом случае (с
поддержкой прессы или же без таковой). Так вот, начиная с девяти
годков этот парень уже ощущал себя центром пускай небольшой, но
вполне сформировавшейся компании. Именно в таком возрасте он
приобщился к рэпу, и надо сказать, не без успеха. В 11 лет он
уже главенствовал в местной рэп команде, а уже в 13 стал
записывать собственные домашние демо. Благо в семье у него
нашелся влиятельный союзник. Его дед купил ему один весьма
функциональный наборчик, да такой, что любой новичок позавидует.
Однако спешу вас немножко охладить: это оборудование было
преподнесено Джеймсу отнюдь не по его глубокому желанию. Это
была замена первоклассному велику, который Джеймс присмотрел для
себя и о котором в действительности очень мечтал. "Однажды меня
задела машина, когда я прогуливался на байке моего друга, ?
вспоминает подробности Джеймс. ? Поэтому вместо того, чтобы
исполнить мою мечту ?иметь собственный велик, мне купили это
оборудование". Следующим этапом стала рассылка накопившихся демо
записей в адрес немногочисленных лейблов, которые пока еще
неохотно, но все-таки брались за выпуск и раскрутку рэпперских
записей. Пребывавшая в младенческом возрасте звукозаписывающая
компания Def Jam Records содержала тогда в своем штате всего
лишь двух лиц, ответственных за прослушивание демо молодых
музыкантов. Это были Рассел Симмонс и его коллега Рик Рабин (22
летний студент еще). Они-то и дали зеленый свет музыкальному
таланту юноши. В ноябре 1984 года дебютный сингл 15 летнего
рэппера LL Cool J "I Need A Beat" стал таким же дебютом и для
самого лейбла Def Jam. Годом позже, когда Def Jam перешел под
опеку лейбла Columbia, первый альбом "Radio" дамского любимчика
Джеймса ? тогда он только мечтал об этом ? стал первым альбомом,
вышедшим на этом небольшом малобюджетном лейбле. Диск
моментально очутился в дискуссионной атмосфере. К
примеру,издание "Village Voice" навесило на него следующий
весьма лестный ярлык: "самый достойный и оригинальный рэп альбом
года", и это неудивительно, потому что в первой половине 80-х
годов о конкуренции между рэпперами и говорить не приходилось!
Осень следующего года стала первой свидетельницей кинодебюта
песни мистера Смита. В саунтреке картины
"Krush Groove"
оказался его трек
"I Can-t Live Without My Radio".
А еще через год LL отправился в победоносное мировое турне в
компании набирающими популярность Run DMC и прогрессирующими с
каждым годом Beastie Boys. В мае 1987 года выходит второй диск
крутого Джеймса, продюсерами которого выступило трио из
образовавшейся рэпvгруппировки так называемого Западного
побережья, известное под названием L.A. POSSE, ну и, конечно,
сам LL Cool J. "Bigger And Deffer" практически синхронно со
своим рождением стал "окупать" свое имя, вызывая бурные и
продолжительные ливни из престижных музыкальных наград. В 1986
году мультиплатиновый статус рэп альбома мог показаться
откровенной галлюцинацией, но это произошло на самом деле, и
солидные издания типа "Melody Maker" не могли удержаться от
негодования и в то же время восхищения подобными достижениями.
LL Cool J был назван "первым тинейджерским рэп идолом"! Кстати,
этот драгоценный альбом включал в себя два замечательных сингла,
достигших значительных регалий в хитvпараде "черной" музыки
журнала "Billboard". Сначала "I-m Bad" вскарабкался на 5-е
место, а уж "I Need Love" и вовсе довершил разгром позиций
старожилов чартов ? он скромно возглавил "горячую" сотку синглов.
Лето 1987 года Джеймс провел в компании с PUBLIC ENEMY, Eric B.
& Rakim, Whodini и Doug E. Fresh. Это знаменательное совместное
турне дэфджемовских членов можно было назвать "80 дней вокруг
Америки". Вот что писала о "живом" LL Cool J местная пресса:
"Достаточно только охватить сцену хотя бы рассеянным взглядом ?
и становятся очевидными причины, по которым его считают
культовой личностью. Его движения слегка напоминают
харизматичного Мохаммеда Али в его лучшие годы на ринге,
настолько он владеет пластикой тела и свободно распоряжается
голосом... Однако его сексуальные движения однозначно напоминают
Принца". Потрясающе, девчата стали ходить на его концерты и
кричать так же часто, как и их сверстницы несколькими
поколениями раньше визжали от рок н ролла и ритм энд блюза. Его
очевидный успех приоткрыл дверцы для продвижения начинающих рэп
артистов, которых он просто вдохновлял. К тому же крутой Смит
стал получать весьма лестные предложения от самых известных
людей о сотрудничестве. К примеру, первая леди Штатов Нэнси
Рейган сделала его ведущим исполнителем, поддерживающим
антинаркотическую кампанию ее фонда, а популярный телевизионный
канал "NBC" с легкостью предоставил ему аудиенцию в престижной
программе "Saturday Night Live", где Смит исполнил свой свежий
сингл "Go Cut Creator Go". Думаю, не лишним также будет
упомянуть, что знаменитый женский журнал "Playgirl" поместил его
имя в десятку самых сексуальных музыкальных звезд. После серии
благотворительных концертов в Африке в мае 1989 года крутой
Джеймс записал свой третий альбом "Walking With A Panther".
Дамский угодник знал, однако, что существует несколько путей,
чтобы забраться на гору. Он припомнил закономерный успех
романтической баллады "I Need Love" и на время забыл о своей
внешней крутизне, наклепав целый воз рэп баллад. Хотя реализм
уличного существования и ущемления прав людей с цветной кожей
все-таки и здесь получил свое место в неменьшем количестве
зарисовок, однако не только это он хотел донести до своих
слушателей. "Подростки приходят на мои концерты, чтобы
развлечься, а не для того, чтобы услышать в очередной раз, как
несовершенен и безжалостен этот мир, ? разъясняет LL. ? Я не
пропагандирую насилие и наркотики в своих песнях". Напротив,
ввиду засилья на его родине этих пагубных вещей, он становится
на сторону ярых противников "искусственного блаженства". Добрую
половину 1990 года LL провел в студии диvджея Marley Marl,
который стал сопродюсером его следующего альбома "Mama Said
Knock You Out", появившегося в продаже в сентябре этого года. Он
принес автору четыре хитпарадных сингла, большинство из которых
доходило до первого места. Весной 1991 года одноименная
видеоvкомпиляция стала первой на счету этого рэппера. Чуть более
часа лучших на тот момент синглов Джеймса, дополненных серией
интервью с людьми, которые знали LL Cool J, и, конечно же, с ним
лично, стали любопытнейшим материалом для его фэнов и пролили
свет на истинного мистера Смита. После засветки Джеймса в титрах
фильма "The Hard Way" в мае этого же года MTV впервые в своей
истории транслировало акустический концерт "Unplugged" рэп
артиста, которым, естественно, стал LL Cool J. Не ослабевала и
социальная работа артиста. Совместно с другими рэпперами он
принял участие в программе по возвращению забытой подростками
необходимости посещения школы, а также привлекал внимание
молодых людей к чтению книг и посещению библиотек. "Be cool...
stay in school !" ? гласил призыв рэппера, и к удивлению многих
он действительно сработал. Джеймсу и компании удалось доказать
подросткам, что посещение школы гораздо круче и интереснее, чем
безделье на улицах. В 1992 году Смиту захотелось вновь ощутить
себя в актерской шкуре. Он снялся в картине Барри Левинсона "Toys"
и получил от этого массу свежих впечатлений и удовольствия.
Именно эти съемки стали предвестниками образования Джеймсом
молодежной организации "Youth Enterprises", которая была
призвана сплотить под началами спорта и тяги к знаниям многих
подростков Америки. Реализованный в 1993 году его пятый альбом
"14 Shots To The Dome", к сожалению, показал все такого же
крутого Джеймса. Здесь не было ни одной вещи, которую бы он не
делал лучше в прошлом. Следуя модным течениям, он мог смело
назвать себя гангста-рэппером (см. название альбома). К тому
времени его девятилетняя более чем успешная рэп карьера
позволяла ему варьировать в пределах стиля. Еще бы, ведь в 24
года он уже был "динозавром" рэпа. Эксперименты прекратились уже
во время записи следующего альбома "Mr. Smith". Относительно
старые сэмплы (в основном это чистый соул начала 80-х) и лирика
на привычные каждому слушателю темы любви, хип-хопа и самого
мистера Смита вернули прежние позиции LL Cool J и даже сделали
этот диск самым успешным в карьере рэппера, что также во многом
нагнеталось несколькими его актерскими работами. Несмотря на
наличие грязной лексики в некоторых песнях, например, в "Doin-
It", которой ныне заинтересуешь лишь 13-14-летних юнцов, LL вряд
ли действительно был героем этих композиций. Никакой он не
гангстер, каким хотел казаться в последние два-три года! И
меланхоличная история неудачника в любви в "Hey Lover" лишний
раз доказала это, сразив наповал своей нежной лирикой и
бэк-вокалом специально приглашенных BOYZ II MEN. Крутой Джеймс
ничего не смог поделать со своей природной добротой и
человечностью, а его фэны почувствовали это и простили ему все
предыдущие кривляния. После выпуска альбома-сборника 16 своих
лучших синглов мистер Смит не стал надолго залегать на дно.
Совсем недавно он записал свой новый альбом "Phenomenon" и засел
за мемуары (книга выйдет под названием "I Make My Own Rules").
Так что будет интересно увидеть и услышать нового LL Cool J,
который близок, чтобы пересечь свой 30-летний рубеж. Как всегда,
хотелось бы напомнить вам, что рэп - это прежде всего
содержательная лирика, а уж потом музыка (иногда ее можно вообще
не заметить!). Посмотрим, как в очередной раз элита превращается
в классику |