Честное слово, если бы Gang Starr не существовали в действительности, их следовало бы придумать. Ведь, как не крути, а всех нас тянет к вещам высшего порядка. И если в хип-хопе и есть кто-то заслуживающий стать эталоном - это "Ганги", Примо и Гуру.
Они никогда слишком не напрягались, не были излишне популярны, но, тем ни менее, вряд ли вам удастся найти хип-хоп группу более легендарную и влиятельную, чем Gang Starr. DJ Premier и Guru, выполняющие в этом дуэте роли продюсера и лирика соответственно, в начале 90-х годов установили свой стандарт хип-хоп музыки, выпустив два альбома: "Step in the Arena" (1991) и "Daily Operation" (1992). С тех самых пор и критики, и слушатели восхищенно заглядывали им в рот (авось чего неожиданное сможем увидеть) - Premier'a ценили за его способность делать биты и уникальный джазовый саунд, а Guru - за великолепную читку и социально-адекватные тексты.
Со временем, Premier стал одним из самых востребованных продюсеров Нью-Йорка, творившим хиты лучших МС города Большого Яблока: Notorious B.I.G., Nas, Jay-Z, KRS-One и других, имя им легион. Guru, в свою очередь, работал со многими известными артистами: Roy Ayers, Donald Byrd, N'Dea Davenport, M.O.P., Jeru The Damaja, не забывая и о сольном творчестве. Хотя, говорить о "Jazzmatazz, Vol. 1", пластинке вышедшей в 1993 году, как о сольнике Guru по меньшей мере банально, столь велик, вклад приглашенных им музыкантов. По сути Guru сделал невозможное - доказал, что хип-хоп может быть не притивным речитативом под бит ди-джея, но сложнейшей и фантастически красивой музыкой. Лучшим подтверждением исключительности этой пластинки стали восторженные отзывы джазменов - публики, в кругах которой получить респект, еще сложнее, чем в хип-хопе. Тем не менее, 11 лет назад первый диск из трилогии "Jazzmatazz" увидел свет. Сказать о нем "опередил время" - уж лучше промолчать... Великий диск! Именно такие пластинки должны быть в числе 100 лучших альбомов всех времен и народов, а не творчество богатых фуфлогонов, не умеющих нормально пропеть три ноты. Guru, при помощи Roy Ayers, Donald Byrd, Mc Solaar распахнул двери восприятия, открыв имеющим уши совершенно иной хип-хоп, получивший гордое имя streetjazz.
Обладая колоссальным творческим потенциалом Гуру и Примо пошли на шаг, непостижимый для современного хип-хопа - Gang Starr, основная группа, стала по сути побочным проектом, творческой лабораторией парней, сфокусировавших свои усилия на сольных карьерах, фичерингах, семье Ill Kid. Альбомы у команды, слава Богу, выходили, и очень даже впечатляющие, начиная с "Hard to Earn" в 1994, но обыватели считали, что пик популярности дуэта остался в начале 90-х и только фэны воспринимали каждый новый релиз, как очередное возвращение титанов.
Здесь стоит сделать ремарку и рассказать о том, как Premier и Guru начинали, благо есть о чем поговорить. Первым диском команды стал "No More Mr. Nice Guy" (пластинка 1989 года), амбициозный альбом с претензией на перенос джазового духа в хип-хоп. Амбициозный или нет, но умы масс он не покорил (хотя на нем были ставшие классическими трэки, типа "Manifest"), и Gang Starr взяли двухгодичный тайм-аут, чтобы обдумать следующий шаг. И вернулись... С новым альбомом и новым подходом. Сработало! Выстрелило! "Step in the Arena" (1991) был принят на "ура", благодаря все тем же битам и, конечно, текстам. Premier вырос и стал процветающим продюсером и ди-джеем по совместительству, который мог творить с музыкой чудеса, а из джаза делал что-то невероятное. Естественно, не канул в Лету и Guru. Его грамотные, вдумчивые, а главное, искренние тексты выгодно выделялись на фоне пошлого материализма других исполнителей и сразу же находили отклик в сердцах слушателей. Годом позже свет увидел "Daily Operation" (1992). Если "Step in the Arena" был и остается шедевром, то и его последователь ни в чем не уступает, даже наоборот, служит доказательством растущего мастерства Gang Starr.
Пока "Step in the Arena" и "Daily Operation" восхищали критиков и уличных слушателей, массовой "хитовости" за ними не наблюдалось - Gang Starr оставались чем-то вроде культовых фаворитов. Песни "Just to Get a Rep", "Step in the Arena", "Lovesick", "Take It Personal", "Ex Girl To Next Girl" и "Soliloquy of Chaos" стали классикой андеграунда, но никогда не переходили в ряды бестселлеров. Несмотря на репутацию Premier'a, как хитовых дел мастера, Gang Starr открыто отвергали массовое признание и отказывались подгонять свой стиль под какой-то модный бренд. "Hard to Earn" (1994) в который раз подтвердил их анти-коммерческую политику, и содержал такие хиты, как "Mass Appeal", "Code of the Streets", "Tone 'o' Gunz".
В 1995 году, на Chrysalis, подразделении EMI вышла вторая пластинка Guru из серии Jazzmatazz - "Jazzmatazz, Vol.2: The New Reality". Диск получился просто феерическим - если первый "JazzMatazz" был прорывом, второй уносил в заоблачные дали! На звание шедевра могла претендовать практически любая песня: от культовой "Lifesaver" до восхитительной "Medicine" с легендарным Ini Kamoze. Guru собрал в рамках альбома талантливейших персонажей: обладетеля уникального вокала Jamiroquai, знаменитейшую Chaka Khan, интереснейших The Solsonics, ветерана Kool Keith, Bahamadia и многих других, сделавших эпохальный альбом. Фактически, никому по сегодняшний день так и не удалось создать произведение такого размаха в хип-хопе и стрит-джазе. Не помогают ни миллионы, ни желание. Очевидно нет того, что можно охарактеризовать словом "волшебство". Просто нет. Бог был здесь, но уже ушел...
После "JazzMatazz Vol.2" последовала долгая пауза и злые языки распускали сплетни, о том, что Gang Starr "закрыты". Ничуть не бывало! Группа выпустила следущий альбом, "Moment of Truth", в 1998 году. И снова отменный хип-хоп: "Royalty", "Above the Clouds", "You Know My Streets", "The Militia". Несмотря на долгое отсутствие Gang Starr, Premier и Guru в очередной раз подтвердили свою состоятельность.
К десятилетию группы, в 1999 году, издан отличный двойник "The Best Of..." - сборник лучших вещей группы, ставший наградой для поклонников и подчеркнувший лучшие моменты из творческой жизни дуэта.
В начале статьи проскользнула фраза "...трилогии "JazzMatazz". Конечно, после "Best'a" свет увидел третий диск знаменитой серии, "Guru's JazzMatazz: Streetsoul". Вышедший в 2000 году, альбом не разочаровал поклонников мэтра, хотя и был "шагом в сторону". Если с профессиональной точки зрения придраться не к чему: все безупречно начитано-спето-записано, сомнения вызывает некоторый крен в сторону "простоты", опять же в качестве приглашенных гостей засветились Craig David и Bilal. С другой стороны, кто сможет возратить против того, что песни с Erykah Badu ("Plenty"), The Roots ("Lift Your First"), Angie Stone ("Keep Your Worries") не тянут на супер-хиты? "Новое время диктует новые ценности" - сказал как-то один мой знакомый продюсер. Простим Гуру? Конечно, как-никак Миллениум...
Новое тысячелетие началось для Guru с альбома "Baldhead Slick&Da Click" (2001) и положа руку на сердце - с первого провала. Примечательно, что "B.S.D.C." коренным образом отличается от всего, что он делал ранее. В нем нет и намека на джаз-саунд, тексты носят брутальный характер и очень много приглашенных гостей. Guru собрал под свои знамена команду выдающихся мс: Ice T, Treach (Naughty by Nature), Killah Priest, Big Shug, и не менее знаменитых продюсеров: Pete Rock, Primo, Alchemist. Обилие "имен" не помешало альбому стать посредственной записью, оцененной на "две звезды". Песни вроде и вызывают доверие, особенно"Underground Connections", "Niggaz Know", "Back 2 Back", но не более того. Проходной материал. Из действительно серьезных шагов можно отметить разве что обложку, на которой, кроме фото Guru нет ничего. Не единой надписи! Это как же надо верить в себя!
"Искупление грехов" состоялось через два года. Gang Starr, как вы наверняка заметили, лучше работается с временными интервалами между альбомами. Два года, три, четыре... "The Ownerz" - последний на сегодняшний день альбом группы. Альбом получивший высочайшие оценки. Безусловно, один из лучших альбомов эпохи Эминема. "The Ownerz" - это возвращение к корням, когда бит был суровым, вокал чувственным, рядом были друзья и огромное стремление выразить своё "Я" не покидало ни на секунду. СМИ за бряцаньем браслетов dirty south, понтами 50, взаимными бифами-диссами и прочей требухой разглядели героев. Не важно сколько лет Гуру и Примо. Совершенно не важно, что их клипы просты, а сами они не украшают собой обложки The Source и Vibe. Эти люди проходят по другому ведомству. Даже, казалось бы насквозь коммерциализированные Snoop Dogg и Jadakiss звучат на их альбоме "благородно". Что уж говорить о великолепных M.O.P. и Krumbsnatcha! Всё в масть: "Who Got Gunz", "Sabotage", "Skills", "Put Up Or Shut Up". Альбом на пять звезд, без вопросов. Тем приятней, что "фирменный" диск упакован бонус-видео с интервью команды и отрывками с концертных выступлений. Пока дождешься, что парней покажут по тв можно состариться, а так врубил диск и: "Здоров, Гуру! Ваззап, Примо?!"
Подводя итог - на официальном сайте Guru выложена информация о том, что выход нового альбома "Guru Version 7.0"не за горами. Два сингла с него, "Cave It" и "Surviving Tha Game" уже поступили в продажу. Запасаемся терпением...
Дискография:
Gang Starr
No More Mr. Nice Guy / Wild Pitch / 1989
Step in the Arena / Chrysalis / 1991
Daily Operation / Chrysalis / 1992
Hard to Earn / Chrysalis / 1994
Moment of Truth / Noo Trybe / 1998
The Best 1999
The Ownerz / Virgin / 2003
Guru
Jazzmatazz, Vol. 1 / Chrysalis / 1993
Jazzmatazz, Vol.2: The New Reality / Chrysalis / 1995
Guru's JazzMatazz: Streetsoul / Virgin / 2000
Baldhead Slick&Da Click / Ill Kid/LandSpeed / 2001 |