У людей, по разным
причинам ненавидящих хип–хоп, давно сложилось устойчивое мнение,
что его делают несколько популяций черномазых обезьян, которые
общаются между собой и с другими черными братьями с помощью
характерных природных звуков, уличных ритмов и простейших рифм.
В общем, все это не от большого ума, причем некоторые очень
удивляются, когда узнают, что среди негров тоже встречаются
романтики и поэты. Мы же не будем уподобляться этим недалеким
людям с расистской душой, а лучше опровергнем сложившееся среди
непосвященных мнение, что рэп - это музыка черных и для черных.
Тем более что вклад в мировое музыкальное наследие таких великих
"белых" рэпперов, как Beastie Boys и Cypress Hill (только не
надо упоминать имя Vanilla Ice), слишком уникален, чтобы
закрывать глаза на все большую раскрепощенность и
космополитичность рэпа. Среди поклонников рэпа и рэпперов любой
прописки и цвета кожи Cypress Hill всегда сравнивались с
какой–то аномалией, черной дырой, внутри которой менялось
представление о привычных вещах и даже о времени. С самого
начала их считали едва ли не самыми андерграундными среди рэп–коллективов
и самыми заядлыми среди курильщиков марихуаны. За это их горячо
любили, но вряд ли хотя бы половина их фэнов понимала их
природу, сущность их музыки и посланий, которые она несет.
Настало время прозреть и открыть для себя новых "кипарисовых
громил", хардкореров, но не гангста–рэпперов, а наставников
молодежи и трудоголиков–музыкантов. Италия, Мексика и Куба - из
этих стран когда–то очень давно предки трех участников Cypress
Hill отправились на поиски лучшей доли в Америку. Сначала на
острове Фиделя была дарована жизнь Сенену Райесу (Senen Reyes)
по прозвищу Sen Dog. Произошло это замечательное событие,
конечно же, после Великой Кубинской революции, в 1965 году, и
ребенок автоматически становился строителем коммунизма, то есть
несчастным. Однако прокапиталистически настроенная судьба
миловала Сена и его семью. Когда пацану ударило 14, Райесам в
полном составе удалось покинуть остров Свободы и всеми правдами
и неправдами поселиться в одном из лачужных лос–анджелесских
кварталов для переселенцев. Вместе с братом Mellow Man Ace он
собрал одну из первых в Анджелесе испаноязычную рэп–группу под
названием DVX, но после того, как брат изъявил желание заняться
сольной карьерой, DVX перестали существовать. Примерно в это же
время отрабатывали сценарий своей жизни американцы Лоренс
Маджеруд (Lawrence Muggerud, р. в 1969 г.) итальянского
происхождения, он же DJ Muggs, и Луис Фриз (Louis Freeze, р. в
1970 г.) кубинско–мексиканских кровей по прозвищу B–Real. У них
была своя команда 7A3. По счастливой случайности B–Real был
участником одной брэйкдэнсинговой шайки, что и брат Сена, а DJ
Muggs продюсировал дебютный диск Mellow Man Ace и обеспечил его
контрактом. Так в 1984 году познакомились бывший бейсболист и DJ
по жизни Маггс, работавший одно время в баре своей мамаши, Сен
Дог, график работы которого укладывался в привычные рамки "с 9
до 5", и Би–Риэл, которого Маггс и Сен вытащили за уши из
гангстерской группировки. Поначалу Би–Риэл был обыкновенным
повесой в школе, его интересовала поэзия, он мечтал о карьере
журналиста и бомбил без передышки свои наивные стишки. В какое–то
время произошел перелом в его гуманитарно–развитой психике, и
местная мафия стала его вторым домом. Но это еще полдела. Би–Риэл
изрядно подпортил себе кровь, сев на крэк, и однажды после
передозировки его едва откачали в госпитале. К счастью, сначала
DJ Muggs, а затем и Sen Dog провели несколько антигангстерских
бесед с ним, которые закончились на лирической ноте. До
заключения контракта им пришлось три года выступать в клубах и
парках родного Саутгейта, делая рэп в свое удовольствие. От
старших братьев по ремеслу они узнали, кто был до них в рэп–индустрии.
Личный опыт и эти знания помогли им в будущем избежать многих
досадных ошибок стариканов рэпа. В 1989 году дело было
поставлено на серьезную основу. Мужики назвали себя Cypress Hill
в честь Cypress Avenue, широкой улицы, которая разделяла South
Central L.A. на две части. Здесь они познакомились и часто
выступали на публике. Группа имела обычный для рэпа состав: один
DJ и два MC. Наконец, им удалось записать несколько демо–композиций,
в том числе "Trigga Happy Nigga", которая позже стала их
прославленной вещью "How I Could Just Kill A Man", и разослать
их по лейблам. В 1990 году ими заинтересовались три компании,
самой быстрой и смелой из которых оказалась Ruff House Records
из Филадельфии. И Cypress Hill подписали с ней контракт на
распространение их записей через лейбл Columbia Records, по
которому им причиталось 65 000 баков на выпуск дебютного альбома.
Еще перед появлением их первого сингла "Phunky Feel One" Cypress
Hill высоко котировались в рэпперских кругах благодаря своим
совместным гастролям с House of Pain и разогреву публики на
концертах Naughty by Nature, но все же своей раскруткой они
обязаны любительским радиостанциям американских колледжей, с
подачи которых b–side "Phunky Feel One" уже названная мною "How
I Could Just Kill A Man" в виде исповеди раскаявшегося матерого
гангстера стала первой бомбой группы. Затем ее подхватили
радиостанции не только Западного побережья, но и большинство нью–йоркских.
Спрос на ее эфиры заставлял радиодиджеев транслировать ее каждый
час, и под таким напором Cypress Hill вынуждены были даже снять
видеоклип на нее. После такого триумфа дебютный альбом "кипарисов"
ждал "платиновый" успех 1,5 миллиона проданных копий, но в то же
время, сделав деньги на своих записях, группа не разрешила
использовать свои песни для рекламных нужд "Sprite" и "Cola".
Бизнесмены, приходившие к ним с выгодными предложениями, просто
не понимали, как можно отказаться от многомиллионных контрактов
в обмен на желание остаться верными своему альтернативному
имиджу, а короли латино–рэпа все продолжали посылать их ко всем
чертям и даже не позволяли журналистам фотографировать себя на
обложки газет и журналов. С 1993 года DJ Muggs стал
продюсировать не только Cypress Hill, но и новые работы Hose of
Pain, Funkdobbiest, Ice Cube & Das EFX ("Check Yourself") и
Beastie Boys. После того как один из самых уважаемых ди–джеев
Лос–Анджелеса освоил клавишные и поднатаскал себя в премудростях
эксплуатации драм–машины, стало ясно что его талант позволяет
ему не только сводить чужие записи, но и создавать собственный
жесткий, но уж очень калейдоскопичный звук. Предшественником
второго альбома Cypress Hill "Black Sunday" был въедающийся в
сознание сингл "Insane In The Brain", дебютировавший на 1–м
месте Биллборда и зарегистрировавший рекордный показатель продаж
в первую неделю после выхода в истории рэп–музыки. Тексты их
песен оставались такими же черными, как и раньше, но после
2–миллионных цифр продаж "черного воскресения" во влиятельном
рэп–издании The Source появилась статья, в которой Cypress Hill
стыдили за их новое коммерческое лицо. На самом же деле лишь "Insane
In The Brain" (песня о том, что 40–градусная жидкость, которая
весьма популярна среди рэпперов, уже давно не прочищает их
мозги) и сам альбом были восприняты публикой, как бестселлеры, в
то время как остальные синглы из альбома обломились. И что самое
удивительное, их позорили, но упорно умалчивали, что их коллеги
по хардкор–рэпу Onyx, Ice Cube, Notorious B.I.G., Dr. Dre, Snoop,
Tha Dogg Pound и Wu-Tang clan продают не меньше записей, но на
них почему–то никто не пишет разоблачительных статей и не тыкает
в них пальцем. То же можно было отнести и к Nirvana c Pearl Jam,
которых слушали миллионы и стабильно покупали их записи, но
никто никогда не позволил себе такую непростительную глупость,
как назвать музыку Курта Кобейна попсой! Впрочем, кто
по–настоящему любил музыку Cypress Hill, тому было наплевать,
что о них пишут. Они с нетерпением ждали третьего альбома
группы. Но до этого была совместная работа с Pearl Jam и Sonic
Youth над саундтреком к фильму "Judgment Night" и три фестиваля
"Lollapalooza", где в 1992 и 1994 годах сайпрессы околачивались
на малых сценах, а в 1995 году наконец стали хэдлайнерами. На
последнем событии с ними выступала сумасшедшая дамочка Кортни
Лав, которая всеми путями пыталась подражать CYPRESS HILL своим
поведением на сцене, что чуть было не привело к серьезному
конфликту, но, к счастью, они встретились и все уладили,
выступив на одной сцене. "Сайпрессы" отметились и на втором "Вудстоке",
где перед многотысячной толпой на фоне развевающегося флага с
гигантским листом марихуаны на нем Би–Риэл кричал, а фэны
повторяли "I wanna get hiiiiiiiighhh!". В то же время не
прекращалось участие "сайпрессов" в записи саундтреков. Сначала
они зарядили энергией черной реальности музыку к фильму "Mad Dog
And Glory", а затем повстречали старого знакомого Ice Cube в
студии, когда работали над композицией для звуковой дорожки к
фильму "Friday" под названием "Roll It Up, Light It Up, Smoke It
Up". Каково же было их удивление и возмущение, когда Кьюб
откровенно спер у них несколько идей для своего альбома! Они
давно знали, что он безнаказанно эксплуатирует интересные
находки молодых артистов, которые никак не могут заполучить
контракт, и при этом не платит им ни цента и не упоминает их
имен в авторских сносках. Но чтобы вот так нагло и не у кого–нибудь,
а у Cypress Hill... Это уже слишком. И тогда они написали
разоблачающую Кьюба песню "No Rest For The Wicked". Через
несколько месяцев после означенного инцидента группа выпустила
свой третий диск "III (Temple Of Boom)", который открывался
словами "... open up the mind/See deep inside/ Tell me what you
find" и содержал "No Rest For The Wicked". В работе над этим
альбомом принимали участие RZA и U–God из Wu-Tang clan, и как–то
незаметно обозначилось, что в группе появился четвертый участник
перкуссионист Эрик Бобо, сын легенды музыки "сальза"
пуэрториканца Уилли Бобо, который входил в состав музыкантов,
ездивших на гастроли вместе с Beastie Boys. Начиная с
антинасильственного гимна "Throw Your Set In The Air" и
заканчивая подвижной почти трип–хоповой "Boom Biddy Bye Bye" (ремикс
Fuggies) Cypress Hill старались не ударить в грязь лицом перед
своими слушателями и вернуться к своим корням, продолжая
создавать крутые ритмы, воспевать Будду и ворошить уличную жизнь
американских городов. Очевидно, что их целью было сделать хип–хоп
музыкой для всех. На этом диске DJ Muggs впервые обнажил народу
музыкальную сокровищницу, откуда он все эти годы черпал
вдохновение и идеи. Это музыка мелодичных Led Zeppelin и
"облачных с прояснениями" Black Sabbath, а также (не
удивляйтесь) блюз BB King. Не только на этом, но и на сотнях
сэмплов Cypress Hill построили свое фирменное грозовое звучание.
Этот альбом вновь стал платиновым, но когда дело дошло до
гастролей, Sen Dog стал крутить носом, а потом и вовсе ушел. За
ним последовал и DJ Muggs, который горел желанием продюсировать
молодых рэпперов на собственном лейбле. Однако B–Real это не
смутило, и целое лето 1996 года Cypress Hill (B–Real плюс
приглашенные музыканты и ди–джей) давали концерты на одних
аренах с Fugees, Ziggy Marley, Busta Rhymes, A Tribe Called
Quest и выпустили 9–трековый мини–альбом "Unreleased &
Revamped", собрав воедино ремиксы самых удачных своих песен,
многие из которых обошел коммерческий успех. После участия в
полном составе в знаменитом "Smokin’ Grooves" туре члены Cypress
Hill увлеклись множеством сторонних проектов, а по сути решили
просто заменить батарейки, как это делали и делают N.W.A.,
Digital Underground и Wu-Tang clan. DJ Muggs записал сольный
альбом "DJ Muggs Presents... The Soul Assassins", в работе над
которым принимали участие Wu-Tang clan, D. Dre, KRS–One, Wyclef
Jean, Mobb Deep и остальные участники CYPRESS HILL. Этот альбом
вышел в марте 1997 года и получил неплохую критическую оценку.
B–Real работал с Busta Rhymes, Coolio, LL Cool J и Method Man
над песней "Hit ‘Em High" для саундтрека к межпланетному
баскетбольному кинобоевику "Space Jam" и попутно с Dr. Dre, Nas
и KRS–One заканчивал трек "East Coast Killer, West Coast Killer"
для альбома "Dr. Dre Presents... Aftermath". Затем вместе с Duke
и Jacken, двумя знакомыми латино-рэпперами из Лос–Анджелеса,
которых видели вместе с Cypress Hill во время их турне 1996
года, он выпустил одноименный альбом нового проекта The Psycho
Realm. Философские провокационные высказывания этой тройки на
фоне крутой музычки сделали этот альбом одним из явлений
прошлого года. Ну а изгой по собственному желанию Sen Dog стал
лидером и основным вокалистом группы SX–10, которая играет
тяжелую музыку, но не настолько, чтобы обставить хэви–метал.
Иногда Сен вставляет в репертуар SX–10 немного рэпа. И, наконец,
мы подходим к настоящему времени. Война Cypress Hill c Ice Cube
уже в прошлом. Несмотря на то, что в последнем альбоме Westside
Connection была композиция "King Of The Hill" с ответными
нападками в сторону "сайпрессов", а последние в свою очередь
вновь ответили козырной "Ice Cube Killa" (специально содрав ритм
с песни Кьюба), теперь Айс и "сайпрессы" - друзья. Некто Томми
Дэвидсон заставил Би–Риэла и Кьюба пожать друг другу руки во
время презентации фильма "Anacoda" с участием Айса. Позже
выяснилось, что они давно уже не держали обиды, а просто
стеснялись проявить инициативу (как малые дети). И в заключение
о самом главном, о том, что же предлагают своим поклонникам
Cypress Hill. Знайте, что тот, кто хоть раз слушал их музыку,
вполне может сказать вам, что они - наркоманы и ненормальные, их
музыка вызывает депрессию, а их тексты пропагандируют насилие.
Все это чушь. В таких вещах, как "Light Another", "Hits From The
Bong", "Legalize It" и "Blunted", они действительно рассказывают
о том кайфе, который несет курение марихуаны, и очень скоро вы
узнаете, что они являются активными участниками и рупором
Национальной организации за легализацию курения марихуаны (NORML).
С 20–х годов курение марихуаны всячески запрещали, объясняя
вред, который она оказывает на организм человека. Но пришли
Cypress Hill, и они хотят доказать, что в ней есть и хорошее. Во
всяком случае в креативном процессе она очень помогает, но даже
если бы Сен, Маггс и Би–Риэл ей не увлекались, они утверждают,
что продолжали бы писать такие же резкие сырые вещи. То же самое
относится и к насилию в их песнях. Всем известно, что Би–Риэл
был гангстером. Но это не значит, что, выйдя живым из этого
чудовищного мира, он будет призывать парней присоединяться к
преступным группировкам и творить беззаконие на своей
территории. Это же абсурдно. Он лишь показывает в своих песнях и
на своем примере, как молодежь попадает туда и как старшие члены
группировки использует их. Какой же нормальный парень, узнав об
этом из песен Cypress Hill, захочет гробить свою молодость?!
То–то же, вслушайтесь повнимательнее в "Killaphornia",
"Illusions" или "A To The K". Они не призывают всех и каждого
копировать ошибки прошлого членов группы. Cypress Hill
предоставляют своим слушателям право самим решить для себя, надо
ли им это или нет. В конечном счете подростки будут знать, что
такое наркотики и что бывает, когда их употребляешь и
злоупотребляешь ими, и это лучше, чем немое молчание родителей.
Или, как говорит DJ Muggs, не старайся подражать грешному, но
мудрому человеку, лучше вними тому, что он говорит, и не
повторяй его ошибок! |