В хип-хопе
трудно сейчас найти более интересного
артиста, чем Баста Раймз. Говорю это без
всякой натяжки, и если так дело пойдет,
мы скоро научимся отличать хип-хоп от
рэпа. Грань между этими стилями тонка и
размыта, но Баста балансирует на ней
очень уверенно. Он нашел свой имидж -
яркий, запоминающийся. Почти
мультипликационные видеоклипы,
"клоунские" костюмы, необычная манера
петь. Еще один большой плюс - он не
боится посмеяться над собой и над всей
"черной" музыкой. Его песни пропитаны
юмором, как хороший торт коньяком, но
проблемы Баста поднимает острые -
политика, расовые отношения, религия. Он
сам как-то о себе сказал: "Я похож на
придурковатого мультгероя, но если б я
был только им, меня бы уже давно
выбросили в мусорную корзину". Тревор
Смит (таково его простое настоящее имя)
родился в нью-йоркском районе Бруклин в
1972 году. Его родители (уроженцы
Ямайки, обратите внимание) переехали в
Большое Яблоко, когда их сыну шел 12-й
год. Высокий и ловкий, он был неплохим
баскетболистом и, может, добился бы на
этом поприще больших успехов, если б не
увлечение хип-хопом. Эта музыка всерьез
заняла его, и все свободное время он
посвящал именно ей. Будучи еще в 10
классе, Баста принял участие в
музыкальном конкурсе, спонсорами
которого были авторитетные рэпперы Чак
Ди и группа Public Enemy. После этого и
началась его серьезная музыкальная
карьера - с тремя друзьями Баста основал
группу Leaders of the New School.
Просиживая сутками в студии Public Enemy
на Лонг-Айленде, парни чему-то научились
и даже сумели подписать контракт с
Elektra Records. Баста Раймз тогда
исполнилось 17 лет, и он бросил школу,
чтобы целиком посвятить себя музыке...
Его группа так и не достигла больших
финансовых успехов, но в определенных
кругах Leaders of the New School
считались чуть ли не культовой командой.
Вышло даже два альбома - в 1990-м "Future
Without a Past" и в 1993-м "T.I.M.E.".
На этом этапе Баста попался в сети
исламской религиозной секты, которая
называет себя "Пять процентов
населения". Не знаю, чем уж там сектанты
убеждали певца, тогда еще не очень
знаменитого, заметьте, но их философия,
основанная в 1964 году в Гарлеме (где же
еще!), состоит в том, что только пять
процентов населения планеты посвящены в
тайну мироздания, остальные же обречены
влачить свое жалкое существование в
полном неведении вплоть до дня Страшного
суда. Надо сказать, что секта ведет
целенаправленную охоту за богатыми
чернокожими артистами и, кроме Баста
Раймз, завладела умами таких
исполнителей, как Раким, Эрика Баду и
Куин Латифа. Когда популярность Leaders
of the New School пошла на убыль, Баста
потихоньку стал отходить от мероприятий,
в которых участвовала группа, и больше
времени начал посвящать работе с другими
артистами. Его голос или его идеи
присутствуют в альбомах Boyz II Men,
Мэри Джей-Блидж и TLC, между прочим.
Особо же удачным оказалось
сотрудничество с А Tribe Called Quest,
чья работа 1991 года, "Scenario",
получила общенациональное признание. К
сожалению, и так случается очень часто,
безупречное восхождение к вершинам
признания было омрачено личной
трагедией. В 1993 году, вследствие
преждевременных родов его гражданской
жены, Баста потерял своего первого
ребенка. Мальчик прожил на свете всего
пару часов... Такой удар не просто
пережить, но Баста нашел в себе силы не
оставлять карьеру. Через год у его
женщины благополучно родился еще один
ребенок, тоже мальчик. Его назвали
Ти'Зиа. К тому времени артист уже
"полностью" ушел из Leaders Of The New
School и занялся тем, чем хотел.
Во-первых, кинематографом, получив
хорошую роль в фильме Джона Синглтона,
и, главное, своим сольным альбомом,
который вышел в 1996 году. LP "The
Coming" сейчас называют "поворотным
моментом" в развитии хип-хопа, а первый
же сингл "Woo-Hah! (Got You All in Check)"
сразу вошел в первую десятку "Биллборда".
Проявив для бруклинского парня завидное
благоразумие и коммерческую жилку, Раймз
направил доходы от продажи этого
альбома, а также последующей работы 1997
года "When Disaster Strikes" на создание
собственной звукозаписывающей компании
Flipmode Entertainment. Начав с
крохотного офиса на Манхэттене, фирма
разрослась и сейчас представляет
реальную силу на задыхающемся от
конкуренции американском рынке "черной"
музыки. Как яркий алмаз сверкает в
драгоценной коллекции этой компании
группа The Flipmode Squad, где со своими
друзьями "хип-хоперами" любит попеть и
поиграть сам Баста Раймз. Альбом этой
группы, "The Imperial", вышел в сентябре
прошлого года. Кстати, у Баста есть еще
один бизнес - он создает (или нанятые им
модельеры, какая разница!) линию одежды
"Bushi". Не успев даже перевести
дыхание, артист выдал уже третий и пока
самый мощный свой сольный проект -
альбом "Extinction Level Event - The
Final World Front". Работа проникнута
"прогрессивными" идеями конца света и
прочих апокалипсисов, которые непременно
должны стереть с лица Земли
человечество, если, конечно, оно не
одумается и не начнет вести более
правильный образ жизни. В альбоме есть
дуэт с Оззи Осборном - композиция "This
Means War" (это своего рода римейк
знаменитой вещи "Iron Man" от раннего
Black Sabbath, где, если помните, Оззи
был вокалистом), а также песня "What's
It Gonna Be?!", исполненная на пару с
Дженет Джексон. Это самая модная сейчас
вещь, и поговаривают, что клип к ней,
который сейчас почти без перерыва крутит
MTV, из-за навороченной компьютерной
графики стал чуть ли не самым дорогим за
всю историю видеоискусства. Увы, Баста
Раймз не смог избежать неприятностей с
законом, с которым приходится постоянно
бороться большинству чернокожих
музыкантов Америки. Попался он на все
том же запрещенном ношении оружия (пора
бы уже черным разрешить его носить, как
в СССР когда-то позволяли кавказцам
ходить с огромными ритуальными
кинжалами!). Остановив его "Мерседес" за
нарушение правил дорожного движения,
полиция нашла у артиста заряженный
полуавтоматический пистолет 45-го
калибра. В марте этого года Баста опять
попал в поле зрения правоохранительных
органов из-за угроз, которые он якобы
высказал по телефону своей бывшей
сожительнице и матери своего ребенка.
Впрочем, по сравнению с "проделками"
многих его коллег по "черной" музыке
Баста Раймз выглядит активистом кружка
юных тимуровцев. Так что есть основания
полагать, что главным для него была и
остается музыка.